Помощь ребенку в кризисной ситуации.
Антикризисное подразделение ГБОУ ЦПМСС занимается сопровождением детей, попавших в кризисные ситуации
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем
Важно помочь ребенку пережить травматические события, поэтому психолог, в первую очередь, поддерживает и сочувственно относится к эмоциональному состоянию ребенка. Затем изучив предысторию и ход травмирующего события, помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции через игру, рисунок или сказку. Далее психолог вырабатывает алгоритм выхода из сложившийся ситуации, исходя из ресурсов, возраста, особенностей ребенка и семьи.
Когда следует обратиться к специалисту!?
Если ребенок длительное время испытывает:
- постоянное чувство печали, беспокойства, безнадежности, беспомощности, раздражительности;
- чувство вины;
- потерю интереса или удовольствия к обычной деятельности;
- расстройство сна (включая бессонницу, слишком ранний подъем или сонливость по утрам);
- снижение или повышение аппетита(потерю или прибавление массы тела);
- снижение энергии, слабость;
- мысли о смерти, самоубийстве;
- ухудшение памяти, неспособность сконцентрироваться или принять решение.
Возможны разные способы сопровождения ребенка: совместные с родителями встречи или индивидуальные, необходимость привлечения других специалистов. Обсуждаются сроки работы и необходимые условия для достижения положительных результатов. Но какие-то общие понятия о поведении в кризисных ситуациях важно знать всем родителям, не зависимо от их конкретных проблем. Возможно, рекомендованный ниже материал поможет ответить на возникшие вопросы.
Помощь ребенку в кризисной ситуации
- Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Ваше поведение во многом определяет то, как будет реагировать ребенок на событие.
- Реакция ребенка на событие может быть разной: раздражительность, агрессивность, гиперактивность (повышение физической активности), тревожность, нарушение сна и аппетита, замкнутость, изменение привычного стиля поведения.
- У ребенка могут появиться острые эмоциональные реакции (испуг, страх) на звуки, запахи, напоминающие о событии. Могут наблюдаться соматические расстройства (головная боль, боль в животе, тошнота, головокружение и т.д.)
- Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
- Поговорите с ребенком о том, что произошло. Скажите ему, что чувства, которые он испытывает – это нормальная реакция на травматическое событие.
- Ограничьте просмотр Вашим ребенком телевизионных программ с травмирующим содержанием.
- Если ребенок в игре воспроизводит увиденные или пережитые негативные события, не следует этого опасаться. Это один из способов отреагирования психологической травмы. Играйте с ребенком, слушайте, разговаривайте, рисуйте, лепите, делайте аппликации – творчество способствует снятию стресса.
- Придерживайтесь распорядка дня: в еде, игре, сне. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности мира.
- В случае, если ваш ребенок не идет на контакт, замкнулся или вновь и вновь проигрывает травматическую ситуацию – значительно изменилось его поведение, необходимо обратиться за помощью к психологу.
- Когда вы укладываете ребенка спать, посидите с ним подольше, расскажите что-нибудь доброе, спокойное – это может помочь снизить страхи и кошмарные сновидения.
Каждый ребенок уникален и подход к решению проблемы всегда должен быть индивидуальным. Специалисты Антикризисного подразделения готовы оказать профессиональную помощь в решении Ваших проблем.
Педагог-психолог Иванова Лидия Викторовна,
педагог-психолог Чиркова Инна Леонидовна